Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?
Концепция воспитательной работы
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Миссия  колледжа – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, владеющих современными знаниями, умениями и навыками в области науки и образования, способных к генерации новых прогрессивных идей и их реализации в целях роста экономического состояния общества, региона и Российского государства в целом, воспитанных на общечеловеческих ценностях и идеях гуманизма. 
Воспитательная деятельность реализуется в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами:
Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008г. №543, Национальной доктриной образования в РФ, «Стратегией государственной молодёжной политики в РФ», Уставом колледжа, приказами и распоряжениями директора, правилами внутреннего трудового распорядка, правилами по охране труда, технике безопасности.
Воспитание в колледже представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание – управление  процессом целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание становиться эффективным, когда оно обретает целостность, а целостность обеспечивается наличием цели воспитания, которая объединяет усилия педагогов, студентов и их родителей. Механизм, обеспечивающий целостность воспитания – воспитательная система, в основе которой лежит концепция, т.е. основная идея.
Концепция содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника колледжа. 
Концепция воспитательной системы колледжа основывается на следующих принципах:
принцип уважения индивидуальности личности
принцип коллективной деятельности
принцип разумной требовательности
принцип возрастного подхода
принцип диалога
принцип педагогической поддержки
принцип стимулирования самовоспитания
принцип связи с реальной жизнью
принцип согласования. 
 
2 МИССИЯ ВОСПИТАНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
Миссия воспитательной деятельности – подготовка и воспитание гармонично развитого человека, способного найти свое место в жизни, стать полезным для общества, уверенного, что полученная им профессия будет востребована на рынке труда и обеспечит ему достойное существование.
Главная идея Концепции: система, созданная в пространстве колледжа под управляющим воздействием воспитывающей среды и непосредственной мотивацией студентов,  способна привести  к  максимальным результатам, достижению целей всех участников воспитательного процесса.
Общей целью воспитания студентов в ГПОУ «Забайкальский государственный колледж» необходимо считать развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, гражданственностью.
Главная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи:
1 Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
2 Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
3 Формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества);
4 Воспитание нравственных качеств, интеллигентности, сохранение и укрепление историко-культурных традиций колледжа, преемственности;
5 Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
6 Привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
7 Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание
нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.
 Методы воспитательного воздействия включают в себя методы воздействия объекта на субъект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания. К первым относятся:
• методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, сила положительного примера и т.д.);
• методы принуждения – законодательство, нормативные требования, регулирующие отношения между объектом и субъектом воспитания (колледжем и студентом), директивные указания, распоряжения, приказы;
• методы убеждения – те, которые базируются на мотивации поведения через потребности.
К ним относятся методы морального стимулирования качественного выполнения работы (достижение высоких результатов в учебе и жизни), в установленные сроки и оптимальными способами. Лидерские качества, способность к максимальному результату – положительный эффект воспитывающего воздействия.
Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющее воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на среду, с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Следование интересам и потребностям личности студента составляет основу гуманистической педагогики воспитательного пространства колледжа. Интерес и воля – механизмы включения личности в преобразовательную деятельность. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, стимулируется интерес и потребности личности в сопричастности, возникает потребность  в  познании, самоанализе и признании. Проектируются приемлемые ценностные ориентиры целеполагания, формирования себя как специалиста, духовно, нравственно и интеллектуально развитого. Таким образом, активизируется деятельность  студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитательная работа в колледже является  частью единого учебно-воспитательного процесса.
Цели воспитания  и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время.
Модель личности специалиста – выпускника ГПОУ «Забайкальский государственный колледж» 
Студенты, получившие среднее профессиональное образования в колледже, становятся специалистами среднего звена. Обладают хорошим жизненным потенциалом,  высоким уровнем духовного и нравственного развития, мировоззрением, качествами специалиста, позволяющими  максимально проявить себя  в труде, занять достойное место в жизни, достичь личные цели, принести пользу обществу и государству.
Молодой специалист должен:
1 Обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний и гуманитарным дисциплинам;
2 Иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;
3 Уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;
4 Быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке;
5 Обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
6 Иметь потребность в достижениях и самостоятельном принятии решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;
7 Обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью, профессиональной и социальной мобильностью;
8 Уметь сочетать свои интересы с интересами общества;
9 Уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к окружающим людям, их мнению и интересам;
10 Обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.
 
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Основные направления воспитания в колледже:
1 Профессионально-трудовое
Актуальные задачи:
- подготовка профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста;
- формирование личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности;
Основные формы и средства для реализации:
• Создание оптимальной социопедагогической социализирующей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности
• Утверждение отношений сотрудничества преподавателей и студентов колледжа;
• Повышение квалификации педагогического состава по вопросам современных направлений воспитания;
• Использование возможностей дополнительного образования;
• Организация научно-исследовательской работы студентов.
2 Гражданско-правовое
Актуальные задачи:
- Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
- Формирование правовой и политической культуры.
Основные формы и средства реализации:
• Развитие студенческого самоуправления;
• Совместное обсуждение проблем студенчества;
• Социальная защита малообеспеченных категорий студентов;
• Организация политических дискуссий, семинаров по правовым вопросам и т.п.;
• Участие в программах государственной молодежной политики всех уровней.
3  Культурно – нравственное
Актуальные задачи:
- воспитание нравственно развитой личности;
- воспитание эстетически и духовно развитой личности;
- формирование физически здоровой личности.
Основные формы и средства реализации:
• Развитие досуговой, клубной деятельности, поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса;
• Организация различных соревнований всех уровней, творческих конкурсов, фестивалей;
• Организация профилактики правонарушений;
• Организация физического воспитания и валеологического образования студентов;
• Анализ социально – психологических проблем студенчества и организация психологической поддержки.
 
4 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательная деятельность в колледже реализуется на следующих этапах: колледж, МО классных руководителей, студенческая группа и другие структурные подразделения колледжа.
1 этап колледж
4.1. Первый этап управления воспитательной деятельностью в колледже позволяет определить основные направления, реализовать общие цели и задачи воспитательной деятельности, разрабатывать и проводить общие мероприятия. Координирует работу руководитель воспитательного центра, который  отчитывается об основных показателях воспитательной работы непосредственно директору колледжа по мере решения вопросов, реализации плана воспитательной работы.
На этом этапе управления воспитательной деятельностью в  колледже создан и функционирует Студенческий совет.
4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в колледже созданы: 
• Методическое объединение классных руководителей;
• Социально-психологическая служба;
• Совет по профилактики;  
• Административная комиссия;   
4.3. Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в колледже.
2 этап МО классных руководителей:
4.4. Методическое объединение классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей общежития колледжа является совещательным и консультативным органом, занимающимся разработкой актуальных для колледжа проблем воспитательного процесса, организующим изучение и распространение опыта воспитательной работы в учебных группах. Председатель координирует деятельность классных руководителей, по плану проводит заседания. 
3 этап - студенческая группа:
4.5. Студенческая группа является центром воспитательной деятельности. В ней находят свое воплощение все вопросы, связанные с учебой, научной работой, воспитанием, трудом и досугом студентов.
Для обеспечения повседневного руководства учебно-воспитательным процессом в группе приказом директора, назначается классный руководитель группы. Назначение его проводится в начале учебного года на весь период обучения студентов.
Для решения воспитательных и учебных задач в группе, классный руководитель использует различные формы и методы работы, основными из которых являются: привлечение студентов к работе в клубах, кружках, научном обществе, беседы, диспуты, экскурсии по историческим местам, организации и проведению мероприятий т.д.
На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.  
4.6 Студенческое самоуправление представлено следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений:
• Студенческий совет колледжа;
• Старостат;   
• Студенческие творческие организации (научное студенческое общество, студенческий клуб «Фаворит», по интересам).   
 
5 СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   Структура воспитательной деятельности представлена организационной схемой воспитательного центра колледжа:
6 ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В воспитательной системе колледжа используются три ступени общеколледжных форм организации воспитательной деятельности:                 
6.1. Первая ступень - массовые мероприятия. В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий:
1 «День знаний»;
2 Неделя психологии;
3 Студенческий «Эдельвейс»;
4 Конкурс «Лучшая группа колледжа», "Лучший студент года", "Лучшая студентка года", "Битва хоров".
5 Новогодний праздник;
6 «Масленица»;
7 Студенческий фестиваль «Студенческая весна»;
8 Мероприятия, посвященные Дню Победы;
9 Выпускные мероприятия («Последний звонок», вручение дипломов).
6.2. Вторая ступень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива студенческих групп, работа научного студенческого общества, работа клубов, кружков по интересам, общественных студенческих объединений.
6.3Третья ступень – индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:
• индивидуальное консультирование классными руководителями студентов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности в рамках учебного курса;
• работа в составе временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере экономики и т.п.);
• индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей;
• работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством преподавателя. 
 
7 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы определяется следующим:
1 Массовость участия студентов в различных колледжных и общегородских мероприятиях.
2 Качество участия студентов в различных мероприятиях, результативность участия в  соревнованиях, вечерах, фестивалях, конкурсах.
3 Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм    внеучебной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий.
4 Отсутствие правонарушений среди студентов.
 
8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитательная система - охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность студентов, деятельность и общение за пределами колледжа с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.